Л.Г. Сурина

В.Ю. Морозова


Материал был подготовлен для семинара педагогов детских театров

в театре Боякова «Практика». Автор первой, теоретической части - Лада Гвидоновна Сурина, второй, практической части - Виктория Юрьевна Морозова

Художественно-педагогические принципы и проблемы театра Корогодского


Театры юных зрителей существуют в нашей стране девятое десятилетие. Преобразование общества в 20-ые годы выявили потребность в профессиональном театре для детей.
До революции первые театральные впечатления городских детей черпались главным образом из любительских представлений дома и в гимназии, из детских утренников в театрах. Идея создания специального театра для детей зрела в умах передовых людей.

Известны высказывания К.С.Станиславского еще в 1911 году о силе воздействия театрального искусства. Тогда же он предупреждал: «С той же силой воздействия, с которой театр облагораживает зрителей, он может развращать их, принижать, портить вкусы, оскорблять чистоту, служить пошлости и маленькой мещанской красивости.
Тогда театр становится могущественным орудием общественного зла.
Чему же служит современный театр – добру или злу?
Увы!
Вспомните убогие зрелища, которыми под видом театра воспитывают эстетические чувства простого народа. Вспомните жалкое искусство дешевых театров. Вспомните, чем впервые пробуждают в театрах эстетическое чувство детей, остро и на всю жизнь воспринимающих первые сценические впечатления.
Вспомните, наконец, что миллионы людей, лишенные театра, воспитывают свой вкус на любительских спектаклях, на пошлостях синематографа, которые тоже называют театром, на кафешантанах, на балаганах и разных других зрелищах, рожденных безвкусием и тривиальностью.
Сколько на свете театров, извращающих свою высокую миссию? Тысячи!
Сколько на свете увеселительных учреждений или просто кабаков, прикрывающихся высоким именем театра? Десятки тысяч!
Сколько на свете театров с приличным репертуаром и исполнением? Едва ли наберется десяток.
А сколько на свете театров, достойных своего высокого наименования? Ни одного!».


После революции главный пафос создателей театра для детей обратился на детей бедноты, на огромную массу беспризорников, которых надо было приобщить к культуре. Формулировалась ясная цель: театр должен стать участником переустройства жизни. По всей стране начали создаваться театры для детей, цель которых провозглашалась как содействие эстетическому развитию детей и юношества.
Ленинградский ТЮЗ, основанный в 1922 году, стал авангардом движения, а Брянцев – кормчим не по первенству рождения, а по четко изложенной программе, которая стала путеводной звездой для остальных ТЮЗов на протяжении многих десятилетий.
 Главные принципы были провозглашены н.а. СССР А.А.Брянцевым, который опирался на идеи Станиславского и передовых философов и педагогов. Эти принципы развивались в последующие годы.
- Отношение к ребенку как к личности – принцип, на котором стояли все великие педагоги и мыслители. У ребенка есть свой мир, его надо чувствовать, понимать и уважать. М.Горький говорил, что надо не столько «учить» детей сколько «нам самим учиться у них». Известно высказывание Януша Корчака о том, что надо не нагибаться к ребенку, а тянуться, вставать на цыпочки, чтобы его достать. Поэтому позиция театра в адрес детства должна быть не «сюсюканье» и не отмахивание от внутреннего мира ребенка, и даже не «с позиции своих воспоминаний о детстве», а с позиции понимания и доверия к сегодняшнему зрителю, который не «будущий человек», а сегодняшний еще не взрослый человек, которого надо уважать и опираться в общении на его психологические и физические возможности и особенности.
- Принцип «адреса». Вопрос об адресе – это вопрос о зрителе, то есть главный вопрос в театре.” Зритель – вот единое, непреложное начало, на которое должен опираться в своём творчестве каждый театр” писал Брянцев. И у Станиславского, и у Товстоногова мы находим много размышлений о зрителе. («У спектакля два творца – актер и зритель», «Спектакль в пустом зале мертв» и т.д.)


З.Я. Корогодский ставил эту проблему во главу угла. Он подчеркивал, что адрес во-первых, в тематике и во вторых, в выразительных средствах. Необходимо соотношение проблематики и степени эстетической сложности. Проблематика это не то, что можно, а что нужно, что сейчас удовлетворяет потребность, что близко. А эстетическая сложность должна соответствовать эстетическому опыту зрителя. Брянцев утверждал: спектакль должен быть интересен, понятен, нужен.
Необходимо точное соотношение, иначе – доступная проблема и недоступная эстетика. Или – доступная эстетика и скучная, бедная проблематика. Чувство меры – педагогический такт в искусстве. Одинаково опасно и недооценить зрителя (ведет к потере интереса),и переоценить (искушать, стимулировать поверхностное восприятие искусства). Не надо стимулировать раннее овзросление.
У Пушкина:
«Всё чередой идет определенной:
Всему пора, всему свой миг…»
Говоря об адресе, нельзя не отметить позицию о дошкольниках.
Ленинградский ТЮЗ всегда был против присутствия дошкольников на спектаклях
1. Размер зрительного зала по сравнению с кукольным театром тысяча зрителей, коллективная реакция.
  1. Размер театрального акта – не 30 минут, а намного больше. Невозможность отключения, утомление. Это – не телепередача дома на диване.
3. Невозможно поверхностное восприятие, отношение к искусству, как к развлечению. Это – не цирк.
Поэтому существовала всегда нижняя возрастная граница. Но в то же время критерием художественности всегда считалось отсутствие верхней границы. З.Я. Корогодский подчеркивал, что спектакль должен быть многослойным.
Бывает так: спектакль – сказка – примитивная схема для детей и хохмы для взрослых. В результате – низкопробное произведение, не нужное и неинтересное никому. А многослойный спектакль, тому есть много примеров, такой спектакль, который включает в себя тематическое начало и наиболее очевидную идею, а также и более глубинные и обширные слои, связанные с идейно-поэтическим истолкованием темы, с осмыслением ее художником.
Такие спектакли интересны не только взрослым, но и детям. Поэтому театр с такими спектаклями – это и есть расширенный театр для взрослых, расширенный – в сторону детства.
И, наконец, следующий принцип, который провозгласил еще Брянцев при создании ТЮЗа
Спектакль должен быть произведением искусства. Нужно, чтобы ребенок воспринял не просто действие, сюжет, но и чудо рождения на сцене настоящего искусства («Нельзя кормить ребенка тухлой колбасой» - А.А.Брянцев).



На протяжении многих десятилетий деятельность театров для детей на всех семинарах, конференциях, фестивалях, смотрах обсуждалась с точки зрения  именно этих принципов. А вопросы вставали самые разные.
- Каков он этот зритель, как для него играть?
- Есть ли специфика в искусстве такого театра
- Как быть с тем, что слово «детский», наличие педагогической части порождает непрестижность ТЮЗа, отношение к нему как к искусству «второго сорта»? Название «детский», «для детей» у многих снижает уровень подхода, вызывает желание заменить название «юных зрителей» на «молодежный.»
- Какой театр в ТЮЗе главный, если в нем в зависимости от адреса несколько театров?
- Нужна ли подготовка зрителя к спектаклю? Что в ней допустимо и что нет? Можно ли привлекать к ней школьного учителя?
Вся история театров для детей – это трудный процесс поиска, ошибок и находок.
Двадцатипятилетний период руководства театром З.Я. Корогодским был временем расцвета Ленинградского ТЮЗа. Многие и многие спектакли вошли в «Золотой фонд» советского и мирового театра для детей. Популярность театра в те годы трудно с чем-либо сравнить.
ТЮЗ стал заметным художественным явлением в городе и стране. Секрет заключался не только в таланте художника, но и в выработке своей художественно – педагогической системы, опирающейся на Брянцевские принципы.
Основы этой системы:
- Зритель, динамика его изменения параллельна изменению общества. Новое поколение 70-х – 80х. и влияние на него средств массовой информации. И как следствие, интеллектуализация общества отодвинула эмоциональную сферу на второй план. Возникший дефицит общения в школе и дома приводит к эмоциональной глухоте и даже жестокости.
- Театр должен был выполнить свою особую миссию, а именно то, что так трудно – воздействуя на болевые точки, учить сопереживанию, состраданию, используя специфику театра – сиюминутность, сопричастность.
- Театр способен потрясать, тренировать чувства, развивать и обогащать духовный мир. Театр незаменим в этом. Но это возможно только при высоком уровне самого искусства и при полноценном восприятии этого искусства.
- Назначение театра – не развлечение, не назидание, а эмоциональное и художественное развитие.
Театр для детей – школа талантливого зрителя, от которого зависит будущее театра; «заповедник», в котором «выращивается» театральная элита. На лаборатории педагогов ТЮЗов в 1981 году З.Я. Корогодский рассказал: «В разговоре с Роланом Быковым я однажды сказал: к черту детский театр, брошу. А он: не смей этого делать. Ты владеешь Заповедником. Из твоих рук выходят уникальные люди, порода, которая будет записана в Красную книгу. Я ставлю фильмы для детей, они идут тысячным тиражом. А ты выращиваешь породу. Он меня остановил. И хотя живется нам трудно, но мы черпаем оптимизм в том, что занимаемся воспитанием этой самой породы, не обслуживаем население, а готовим кадры, элиту, которая будет способствовать развитию будущего театра».
Для осуществления этой цели необходимо обеспечить уровень искусства. Напомним слова Брянцева: «Детский театр не должен быть плохим театром. Если он плохой, его надо немедленно закрыть». Не менее важно выбрать форму разговора, помочь воспринять жанр, художественные средства, язык театра. Учить договариваться об условиях игры, воспринимать содержание только через систему выразительных средств.
Следующим условием обеспечения полноценного восприятия театрального искусства ребенком, подростком, юношей является формирование зрительного зала. З.Я. Корогодский впервые поставил этот вопрос и развил теорию смешанного зала.
Практика культпоходов, однородного по возрастному составу зрительного зала губительна для театра. Это было доказано всей деятельностью Лен. ТЮЗа 60х-70х годов. В пустом зале спектакль не состоится. Но из многолетней практики стало ясно, что в «плохом» зале – тоже. Неадекватная реакция губит спектакль. Не только каждый отдельный зритель должен уметь воспринять спектакль, но адекватному восприятию способствует атмосфера зрительного зала. Стало ясно, что однородный по возрастному составу зал, культпоходы классов вредны, неадекватная реакция одного – двух человек заражает зал и мешает воспринимать спектакль всем остальным. Был выработан курс на формирование смешанного зала путем терпеливого разъяснения, путем развития системы замены культпохода класса культпоходом семьи.
Разработан и подход к возрастному адресу спектакля. Как мы уже сказали, существует только нижняя возрастная граница при отсутствии верхней (не «для», а «от»). Уже прозвучало, что спектакль должен быть многослойным, а потому полноценно восприниматься разными возрастами. Поэтому показатель уровня искусства театра для детей в художественности театра младших. Это было доказано на практике спектаклями «Наш цирк», «Волшебное стеклышко, «Радуга зимой» и др. Если спектакль многослоен и высокохудожествен, возрастные границы смываются и он интересен всем. Этому можно противопоставить театры, у которых были резко разграничены по уровню искусства утренние и вечерние спектакли.




Одним из главных секретов успеха театра Корогодского было то, что его творческими идеями был проникнут весь коллектив театра, который стал командой единомышленников. Мастер постоянно, ежедневно воспитывал во всех работниках театра «бойцовский дух», «баррикадность», постоянно повторял, что идеология выше профессии, что «профессия должна быть одухотворена сознанием». Благодаря этому театр того периода был действительно, как мечтал Брянцев, «союзом педагогов, чувствующих как художники с художниками, способными мыслить как педагоги».
З.Я. Корогодский сумел доказать на практике, что педагогическая работа в театре не унижает театр, а делает его настоящим искусством для детей. Отказ от педагогической части, также, как использование педагогов как администраторов или для организации школьной самодеятельности – это тревожный симптом, беспомощность, непонимание основ. Работа З.Я. Корогодского с педчастью была истинно творческим союзом. Педчасть была его главным помощником и соратником, осуществляя идеи, возникающие в ходе постоянного творческого поиска. Корогодский считал педагогическую часть катализатором художественно-педагогических идей театра, его духовным центром..
 За годы руководства театра Корогодским были созданы многочисленные формы творческого сотрудничества как внутри театра, так и вне его. Все эти формы работы были важны не сами по себе, а служили главной цели театра: театр не обслуживает население, а готовит кадры, элиту, которая будет способствовать развитию будущего театра. Важно было не культпросветительство, а живая связь со школой, с воспитателями. Не показ кухни театра и рассказ об актерах, что легче, но разрушает последействие, а развитие подлинного интереса к искусству.
Благодаря активной педагогической работе, направленной на эти цели, ЛенТЮЗ стал уважаемой и значимой педагогической инстанцией в городе. Всемерную поддержку З.Я. Корогодскому оказывал Кабинет детских театров ВТО и его лидеры М.И. Пукшанская и Э.А. Бук. Брянцевские чтения и Лаборатории педагогических частей, режиссеров и завлитов, которые организовывал Кабинет детских театров ВТО и которыми бессменно руководил Корогодский, многочисленные фестивали и конференции сыграли огромную роль в пропаганде его художественно-педагогической системы в ТЮЗах всей страны, а также во многих зарубежных театрах для детей.

Во второй части нашего разговора речь пойдет о практической стороне работы театра З.Я. Корогодского, направленной на реализацию его художественно-педагогических принципов. В процессе моего изложения мне придется обращаться к первой части нашего разговора и какие-то положения повторять.
Войдя в театр со служебного входа, вы попадали в небольшой холл, где, как в любом театре, висела доска дирекции с приказами и распоряжениями и доска режиссерского управления с расписанием. Если приглядеться, то в расписании можно вдруг обнаружить, что в воскресенье надо быть на «Театральном словаре», а в субботу – на Клубе «Искусство», а сегодня на спектакле будут учителя и родители школ такого-то района и после спектакля обсуждение, а в Театре 5-го этажа культорги предприятий и кассиры ДТЗК, а накануне был День труппы. Практически на каждой неделе кроме репетиций и спектаклей какие-то события, на которых надо быть, в которых надо участвовать. Вот и на доске дирекции висит нечто для человека постороннего совсем уже непонятное – сообщение о заседании Совета по эксплуатации и принятых на нем решениях. Но есть здесь еще и доска педагогической части. На ней вырезки из газет с рецензиями и интересными статьями по актуальным вопросам педагогики, письма и рисунки зрителей по спектаклям. А у самого входа-выхода большой стенд. То на нем школьные сочинения, то поздравление с премьерой или с юбилейным спектаклем, например, 500-м «Нашим цирком», а то и отчеты о работе в школе, или о поездке в Москву (в Ригу, в Таллинн). Это делегаты (школьный актив театра) рассказывают о своих делах.
Вот об этих и других понятных и не очень понятных делах сейчас и пойдет речь.
У спектакля два творца – актер и зритель. В детском театре зритель особенный. Этой его особенностью и продиктована необходимость специальных мер направленных на изучение и понимание своего зрителя. Профессия, говорил Зиновий Яковлевич, должна быть одухотворена сознанием,
В советские времена существовала такая обязательная для всех вещь как политинформация – везде, и в школьном классе, и в студенческой аудитории, и в производственном коллективе. З.Я. Корогодский превратил это скучное мероприятие в творческое и значимое событие. Ежемесячно в театре проводился День труппы – трехчастный учебный день, одна из частей которого – Педагогический семинар. Педагогические семинары были призваны повысить образовательную планку и интерес к проблемам детства в первую очередь в творческом коллективе. Круг гостей высочайший и аспекты встреч от новинок детской литературы до передовых течений в культурологии. По форме это были и лекции, и семинары, и дискуссии. Например, на заре перестройки возникла необходимость в разговоре на такую тему как «Культура и формирование нового мышления» О различных аспектах этого вопроса в течение сезона с нами беседовал д.ф.н. профессор ЛГУ М.С. Каган. В разные годы, в разных ракурсах театр обращался ко всегда актуальной теме – теме подростка. О «Социально-психологических особенностях подростка» говорили д.п.н. В.С. Мухина из московского педагогического института и к.п.н. Л.Н. Лесохина – ленинградский психолог. О «Психологическом становлении подростка» – психиатр Гарбузов. О «психолого-педагогических аспектах неформальных молодежных объединений» - старший преподаватель ВПШК Файн, о детской субкультуре – М.В. Осорина – тогда еще аспирантка ЛГУ и т.д. Обзоры новинок детской литературы, встречи с юными поэтами и художниками – это тоже было предметом встреч на педсеминарах. Лена и Алексей Никитины, воспитывавшие своих десятерых детей по особой системе, необыкновенный учитель начальных классов из Тбилиси Амонашвили, замечательный педагог и литератор С. Соловейчик, журналист из «Комсомолки» В.А. Аграновский – как только появлялись неординарные личности, имеющие отношение к детству, Зиновий Яковлевич старался заполучить их в театр.
Надо сказать, что первой частью дня учебы все-таки оставалась политика, а второй была профессиональная учеба. Иногда темы второй и третьей части смыкались. Так, например, возник разговор об инфантильности в жизни и на сцене: «Инфантильность или верность детству».Подводя итог жаркой актерской дискуссии Корогодский говорит: «Инфантильность и детскость понятия противоположные. Инфантильность – эгоцентризм. Детскость – верность здоровой природе, своему детству, понимание современного детства…».
Интерес, или во всяком случае внимание к педагогическим проблемам театра для детей прививался уже в студии (отделение ЛГИМиК при ТЮЗе), где будущим актерам и режиссерам детских театров читался спецкурс, который так и назывался «Педагогические проблемы театра для детей». Автором спецкурса была заведующая педагогической частью Л.Г. Сурина.  Она знакомила студентов с историей детских театров вообще и ЛенТЮЗа в частности, с основами педагогики и возрастной психологии. Много внимания уделялось вопросам восприятия искусства зрителями разного возраста. «Подключайте студентов!» - требовал от педчасти З.Я. Корогодский. И действительно за годы ученичества ни один значимый делегатский сбор или общий театральный праздник не обходились без студии. Более того, заседания Клуба «Искусство» и итоговые (выпускные) сборы делегатов проводились в помещении студии на Фонтанке, 90. Зачины, творческие сюрпризы, общая атмосфера праздника – все отдавалось на откуп будущим актерам. И, конечно же они смотрели спектакли, но уже не как обычные зрители, а поглядывая на зрительный зал, прислушиваясь к реакциям. Итог занятий – курсовая работа «Наблюдение за зрительным залом на  таком-то спектакле ». Большинство ТЮЗовской труппы были выпускниками студии, учениками Мастера. Поэтому для них было естественным участие во всех формах встреч со зрителями.





Существовали в театре и Творческие вечера. Они стали самостоятельной репертуарной единицей благодаря популярности у взрослой и молодежной аудитории. Поначалу их вел только Корогодский – ведь стояла непростая задача – приобщить родителей и наставников к театру их детей, а не просто номера объявлять, проявить свою позицию в адрес детства, пробудить память детства в тех, кто сидел в зрительном зале. Со временем ведение этих встреч Зиновий Яковлевич стал доверять ведущим актерам театра, тем, кто мог полноценно заменить его в этой роли. Пришло время, и актеры по инициативе своего Учителя стали кураторами делегатских отрядов, еще глубже окунувшись в гущу ребячьей жизни. В этой форме работы мне видится прообраз модели Эстетического Центра «Семья» и «Театра Поколений», созданного З.Я. Корогодским в октябре 1990 года, где к ведению занятий в творческих мастерских Центра были подключены актеры «Театра Поколений».
Если Театр, его труппа со временем стали коллективом единомышленников, то и в среде наставников и родителей надо было находить союзников и воспитывать единомышленников. Поэтому и с теми, и с другими велась постоянная, кропотливая работа разнообразная и по форме, и по тематике. «Воспитанию воспитателей» был посвящен и День директора школы – ежегодное событие начала сезона. Это было не производственное совещание в стенах театра, а творческое общение с просмотром одного из новых спектаклей и его обсуждением. В зале собиралось городское педагогическое начальство, районные отделы образования и методические кабинеты, директора школ, Домов пионеров, пионервожатые, организаторы внеклассной работы. А затем в течение сезона педагоги театра постоянно выезжали в школы на педсоветы, общались со студентами Педагогического института и педучилищ. Выступали в Университете педагогического мастерства на курсах повышения квалификации учителей не только гуманитарного цикла. Необходимо было сориентировать учителей в репертуаре, дать по нему рекомендации; лишний раз рассказать, как готовить детей к посещению театра, как создать установку на восприятие, как повести разговор после спектакля. Ведь этому в институтах не учат. Использовалась возможность побеседовать с директорами, завучами и другими группами педагогов в рамках отдельных встреч, проводимых РОНО и РМК. На этих встречах возникали контакты, которые перерастали в многолетнюю дружбу с театром. Такие учителя становились членами Учительского актива. В школе – проводниками идей театра, а в театре участниками творческих встреч и дискуссий, просмотров, посещений Театра 5-го этажа – нашей учебной сцены. И каждая школа в начале учебного года получала пакет рекламно-методических материалов театра.
К дружбе с театром приучал педагогов и Брянцев. А вот с родителями ТЮЗ стал работать только по инициативе З.Я. Корогодского. В орбиту внимания был включен не только Родительский актив, состоявший в основном из родителей делегатов, но и более широкий круг родительской общественности.
Педагоги театра выступали на родительских собраниях в школах, рассказывали о репертуаре, о возрастных особенностях взаимоотношений детей с искусством, о роли взрослых в этих взаимоотношениях. Не ограничиваясь встречами с родителями в школах, театр проводил родительские собрания на спектаклях, практиковались «Конференции отцов». Как правило, это было на спектаклях «Открытый урок», «Остановите Малахова», «Думая о нем». «Весенние перевертыши» и других. В таких встречах участвовали родители нескольких школ одного района. В разговоре после спектакля принимали участие все занятые в нем актеры. Нередко присоединялись к ним и работники цехов. Намеренно употребляю слово «разговор», а не «обсуждение». Мы старались уйти от банальных обсуждений спектаклей. Целью было выйти на разговор, спровоцированный увиденным на сцене, о взаимоотношениях мира детей и мира взрослых. «Взрослые растревожены, ищут советчика, - говорил Корогодский и продолжал – Оказывается, что может это сделать театр своими спектаклями, до и после них». И еще: «Ностальгия взрослых по детству должна быть подхвачена во имя детства». И театр вызывал доверие у взрослых, как впрочем, и у детей, доверие, позволяющее искренне, взволнованно делиться своими проблемами с театром своих детей.
Но и на этом театр не останавливался. Зиновий Яковлевич был инициатором создания «Университета родителей». Его поддержало ЛО ВТО, и встречи Университета проходили во Дворце искусств им. К.С. Станиславского. ТЮЗ был правомочен проводить такого рода работу уже потому, что, как говорил Корогодский, детский театр – это и миссионер, и проповедник проблем детства во взрослом мире, это защитник детства. Пафос встреч Университета был в том, чтобы «заразить родителей тревогой и ответственностью за детство», «повернуть семью к театру». В скобках замечу, что не только к ТЮЗу, но к театру вообще. Поэтому, скажем, в Международный год ребенка все встречи Университета были посвящены ленинградским театрам и их встречам с юными зрителями. Приведу пример другого рода. Вот темы встреч сезона 77-78 гг.
«Проблемы детского театра» - З.Я. Корогодский.
«Театр и формирование личности в современных условиях» - д.ф.н.      В. А.Ядов 
«Мое обращение к ТЮЗу» - журналист В.А. Аграновский
«Условия восприятия искусства детьми» - З.Я. Корогодский
«Юность и театр» - д.ф.н. И.С. Кон
«Почему я пишу пьесы» - Р.П. Погодин
«Педагогическая направленность театра» - д.ф.н. М.С. Каган
«Подросток пришел в театр» - к.п.н. Л.Н. Лесохина
«Театр глазами социолога» - д.ф.н. Б.М. Фирсов
Эти и другие ученые, писатели, художники, журналисты не просто читали лекции, они были и друзьями театра, разделяли его художественно-педагогические позиции.
Так из Родительского и Учительского активов и Делегатского собрания сложился трехпалатный зрительский Парламент.
Школы, в которых все три Палаты Зрительского парламента имели своих представителей, могли провести у себя День ТЮЗа – замечательный праздник встречи школы с коллективом театра. Если поначалу в этих праздниках участвовали только дети, то позже, когда более активно стали развиваться отношения со взрослой аудиторией, к встречам на Днях ТЮЗа подключались и педагогический коллектив, и родители. Такой День педагогической частью готовился заранее. Разрабатывались темы встреч в параллелях, выбирались спектакли, о которых пойдет речь, распределялись по группам актеры и педагоги, готовилось ответное слово театра.- его творческий подарок В первой части встречи на общем сборе ребята рассказывали о себе, о своей школе. А во второй – школьникам надо было уже в классе проявить свое знание театра и его спектаклей.
Вот, например, темы встреч в одной из школ:
5-е классы – «Играем в наш цирк»
6-е классы – Турнир-викторина по истории театра и его спектаклям
7-е классы – «Суд над Хоскинсом» (по спектаклю «Тимми – ровесник мамонта»)
8-е классы – «Как делается спектакль. Встреча с художником» (на примере спектакля «Баллада о славном Бильбо Беггинсе»)
9-е – 10-е классы – «Мой ровесник в спектаклях ТЮЗа»
Сбор родительского актива – «Роль театра в жизни ребенка»
Педсовет – «Театр и школа. Новое во взаимоотношениях».
Тесные контакты возникали не только со школами, но и с детскими творческими коллективами. Где-то руководители были поклонниками театра и водили своих воспитанников в ТЮЗ. Где-то педагоги ТЮЗа провоцировали интерес к театру. Так возникла дружба со многими ИЗО-студиями и Художественными школами. Результатом стали ежегодные выставки в Союзе художников «Театр глазами детей». Танцевальные, хореографические, драматические, кружки мягкой игрушки – их участники тоже были и активными зрителями и сами выступали на сцене театра в различных Праздниках. Это позволило, несколько модифицировав школьный День ТЮЗа, провести Праздник Театра в одном из ДПШ города. К сожалению, закрепить этот опыт не успели.





Делегатское Собрание - это уникальное детское зрительское сообщество и заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее.


Делегатское собрание было образовано при театре в 1924году. «Детский актив необходим. Это наши глаза и уши, это наши агитаторы в школе, это люди, которые вместе с нами строят свой театр» - писал А.А. Брянцев. В его названии и дань времени, и выражение сути. Ведь ребят школа направляла – делегировала в театр для связи с театром. Актив этот просуществовал более шестидесяти лет. Беря период до 1986года, скажем, что структурно Делегатское собрание претерпело множество перемен. Но всегда оставалось агитаторство, всегда оно было каналом «обратной связи». И как полноценный компонент добавилось воспитание зрительской элиты. «Делегатское собрание – школа талантливого зрителя» – это уже определение З.Я. Корогодского. З.Я. Корогодский вместе с педагогами театра искал новые формы и методы работы, оптимальную структуру детского сообщества. В результате сложилась система возрастных отрядов от 6-го до 10-го класса во главе с педагогом. Основой младшего отряда становились ребята, которых приводили на смену себе выпускники-десятиклассники. Мощное пополнение в делегатские отряды приходило осенью после Недели «Театр и Дети».
Всероссийская Неделя «Театры – детям и юношеству» задумывалась и проводилась с целью привлечения внимания к проблемам взаимоотношений театров и детского зрителя. В Ленинградском ТЮЗе в дни Недели каждый день, каждый спектакль, имея свой адрес и свою дополнительную программу, превращался в неформальный смотр отношений театра и самых разных групп его зрителей. Открывал «Неделю» Праздник Детства. В этот день зрительный зал театра собирал делегатов разных лет и обычных школьников, все палаты зрительского Парламента, детские творческие коллективы. Гости – дети и взрослые приветствовали театр и его зрительский авангард. И каждый раз З.Я. Корогодский приглашал на праздник, как теперь говорят, специального гостя. В разные годы это были Р. Быков, А. Райкин, который в детстве тоже был делегатом, В. Шаинский, Ю. Сенкевич, М. Дудин, Д. Гранин… Делегаты рассказывали о своей работе в школе и в театре, проявляя свою причастность к делам и заботам театра. Так на одном из Праздников прозвучал в исполнении ребят «Зонг о смешанном зале»
«Здесь вам не Таганка,
Здесь климат иной,
Здесь школы идут одна за одной
И за культпоходом ревет культпоход.
И вам не играть, и нам не смотреть,
Если все это не преодолеть.
Спасенье для всех для нас
Смешанный зал».
Каждый отряд придумывал себе имя. Имена были и театральные – «Галерка», «Рампа», «Грим», «Лира», и, казалось бы, отвлеченные – «Чиж», «Тим», «Лев», «Март», «Исток», «Рост» и т.д. Но все они имели расшифровку. «Чиж» - человек интересом живет, «Тим» - театр и мы», «Март» - мыслить активно, работать творчески. Были отрядные песни, гимн, и девиз, которые придумали сами ребята. И сейчас, собираясь, обязательно споют и гимн театра, и свой гимн, и девиз вспомнят: «Все дела творчески, иначе – зачем!» «Сама атмосфера жизни в Делегатском собрании отвечала этому девизу. Театр требовал творчества от каждого» - так говорят делегаты сегодня.
Зачастую родители противились увлечению своего ребенка. Ведь это не спортивная секция, где можно стать чемпионом, не хор, занимаясь в котором можно стать певцом, не кружок бальных танцев, не музыкальная или художественная школа, короче – это не путь в профессию. Это занятие не перспективно – так считали многие. Пробуждение творческого начала в ребенке, нравственный заряд, который дает театр, развитие деловых и организаторских качеств – не профессия, но путь в любую сферу деятельности, мощный нравственный багаж на всю жизнь. «Школу талантливого зрителя» ребята проходили на отрядных сборах со своими педагогами, где учились смотреть спектакли, оформляли стенды для зрителей и для коллектива театра, готовились к встречам клуба «Искусство» и «Театрального словаря». А дежурства на спектаклях – это как служба в армии – почетная обязанность. И в школе было много дел: оформить уголок ТЮЗа, организовать сбор творческих работ, собрать бригаду на дежурство, привести ребят на Клуб или Словарь. И это еще далеко не все.
Дискуссионный Клуб «Искусство» объединял делегатов старших отрядов, их школьные активы, студийцев. Частыми гостями клуба были делегаты-выпускники. «Мы от ребят должны больше слышать размышлений о жизни, о театре» - часто замечал Зиновий Яковлевич. Трибуной для таких размышлений и был Клуб. Манком к диалогу становились, как правило, спектакли театра. Например, спектакль «Думая о нем» подсказал тему «О высоком предназначении человека на земле», «В гостях у донны Анны» - «Изменяться, но не изменять», Но были и такие темы, как «Театр как специфическая форма общения». А встречу с Роланом Антоновичем Быковым ребята вспоминают и спустя многие годы. Многие делегаты, став уже взрослыми, говорили, что театр научил их размышлять и формулировать мысли, общаться с людьми, отстаивать свою точку зрения.
Младшие отряды объединял «Театральный словарь». Встречи, проходившие в игровой форме, расширяли кругозор ребят, давали новые знания в области театрального искусства. Готовя «Словарь» часто надо было проявить изобретательность, творчество. Слова «репертуар», «зал», «художник», «скоморох», - это то, что подсказывает память, а на букву «А» - даже «АССИТЕЖ». На Словаре по слову «художник» среди гостей оказался Дм. Крымов. Как серьезно, увлекательно общался он с ребятами! Но вот с буквой «Е» пришлось ребятам проявить большую выдумку. И придумали «Европа» - театральная Европа, а точнее – гастрольная. В воображаемом путешествии актеры и режиссеры делились с ребятами впечатлениями, рассказывали им о зарубежных театрах, о гастролях ТЮЗа. Гостями и участниками Словаря бывали не только актеры, но и постановочные цеха.
А сколько стихов, песен было сочинено за все годы, и даже написана книга – «Наш друг – театр». Она вышла в Лениздате в 1982 г.
В Сибири есть речка Тюзовская. Так ее назвали геологи, среди которых были делегаты. А на Памире есть два пика – Тюзовский и Делегатский. Так их назвали альпинисты, среди которых тоже были делегаты. Где только не встретишь наших ребят. Среди них много учителей, врачей, искусствоведов, журналистов. Есть и актеры, и архитекторы, инженеры, рабочие, крупные чиновники и бизнесмены. И очень многие из них кем бы они ни были, где бы, в каких самых дальних странах ни жили, - сохраняют верность Делегатскому братству и своему Театру.
Не стоит думать, что делегаты замыкались на ТЮЗе. Горячо любя свой театр, они с удовольствием ходили и в другие театры. Традиционными стали поездки в другие города страны для знакомства с местными театрами. Пожалуй, любимыми в этом ряду были Рижский ТЮЗ и Таллиннский молодежный театр. А в Москве, имея членский билет делегата ТЮЗа, можно было пройти даже в «Современник» и на Таганку.
14 февраля, в день рождения Делегатского собрания собирались в театре «старые» и действующие делегаты – общались, вспоминали, пели…
«Пусть пролетят еще года
Друзей своих мы не забудем,
Пусть будет белой голова.
Но ТЮЗу век верны мы будем».
Теперь многие из них – взрослые люди разных поколений общаются еще и в Интернете. Интересно, что к «старикам» присоединяются их дети, те, кто практически не видел спектаклей того ТЮЗа, а знает о них и о Делегатском собрании по фотографиям и рассказам родителей. В Интернете у делегатов своя тусовка, свой «птичий» язык, понятный тем, кто прошел школу Ленинградского ТЮЗа.
Вся общественно-педагогическая работа театра в конечном итоге была направлена на создание условий для полноценного восприятия искусства. И формирование зала в этом ряду является одним из главенствующих условий. «Искусство в детском театре возможно лишь при владении методикой формирования зала. Продать билеты надо так, чтобы возникло взаимодействие сцены и зала» - утверждал З.Я. Корогодский. Это было не умозрительное заключение, а основанное на научных данных и проверенное практикой утверждение. И в этой связи неизбежно встает вопрос о взрослых в детских театрах. З.Я. Корогодскому приходилось выслушивать многочисленные обвинения и в овзрослении театра, и в отказе от Брянцевских принципов. Но он упрямо доказывал со всех трибун свою правоту. Взрослые, и в первую очередь родители, необходимы в зрительном зале театра. На одной из Лабораторий педагогов ТЮЗов он говорил: «Овзросление огульно и однозначно формулируется как желание детского театра играть взрослые спектакли. Я считаю, что овзросление имеет место только тогда, когда спектакли для взрослых самоцель. Если театр играет для взрослых, т.к. не верит в возможности детей, то в этом и есть тенденция к овзрослению». Стоит заметить, что и Брянцев не был столь категоричен в отношении взрослых. Известно следующее его высказывание: « Делегатский актив ТЮЗа должен мобилизовать всех юных зрителей на борьбу за окружение театра вниманием широкой взрослой рабочей общественности».
Если исходить из того, что «детский театр – это защитник детства» и, что «уровень понимания детства» дает тоже детский театр, то в высшей степени справедливы слова А.М. Смелянского, сказанные им на Лаборатории завлитов в 1977г. «Только на этой сцене может быть показан сложный мир взаимоотношений взрослых и детства с точки зрения детства». Следовательно, задача состояла в том, чтобы повернуть семью к театру, персонализировать отношения ребят и театра, создать условия для возникновения искусства. То есть взрослые в детском театре в первую очередь нужны не как зрители, а как сосоздатели, как помощники искусства.







Принципиально что ЛенТЮЗ всегда был театром ЮНЫХ зрителей, а не ЮНОГО, подчеркивая тем самым неоднородность детского сообщества, дифференцированный подход к своему зрителю. Следовательно, и в репертуаре должна быть и сказка, и современность, и классика. Должно соблюдаться возрастное, тематическое и жанровое разнообразие. Считаю необходимым заметить, что З.Я. Корогодский был противником включения в репертуар спектаклей по произведениям, включенным в школьную программу. Этот путь неизбежно приведет к однородным по возрасту культпоходным залам, хотя и принесет кассовые сборы, но творческой радости не даст ни актерам, ни зрителям. Посещение спектаклей – иллюстраторов школьной программы превращается для ребят в обязаловку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом было загублено множество спектаклей не только в детских театрах, но еще жестче – во взрослых.
Ранее уже было сказано о создании Корогодским теории смешанного зала. Теперь об этом подробнее.
Десятилетиями сложилась практика посещения театров детьми культпоходом класса. Когда-то, возможно, это было благом. Но все меняется, и культпоход изжил себя, более того – оно стал злом для театра и его зрителей. Младшие школьники – активные зрители кукольных театров. И культпоход туда и в ТЮЗ для них менее опасен – с ними как правило, ходят родители. Старшеклассники – зрители не только ТЮЗа, но и молодежных, и взрослых театров. Они тоже в условиях культпохода могут справляться с ситуацией и способны сосредоточенно смотреть и адекватно реагировать на происходящее на сцене. У подростка же – только один театр – ТЮЗ. Да и со взрослым миром отношения не складываются. Не углубляясь в проблематику подросткового возраста, назову лишь то, что отражается на взаимоотношениях с театром в условиях одновозрастного культпоходного зала. Это ориентация на неформального лидера, желание обратить на себя внимание, страх проявить чувства перед одноклассниками. И, как следствие, неадекватность реакций, поверхностное восприятие по линии сюжета. В результате – сорванный спектакль – это значит отсутствие взаимодействия сцены и зала, то есть отсутствие сотворчества, без которого искусство театра невозможно. Однако З.Я. Корогодский не отрицал возможность культпохода другого рода. Театр приветствовал ситуацию, когда на спектакль приходили школьные литобъединения, студии, коллективы самодеятельности. Иногда приходили компании ребят, чтобы отметить чей-то день рождения походом на спектакль. Восприятие в таких группах было полноценным, а реакции адекватными, и последействие спектакля соответствовало задумке театра.
В культпоходных залах неизбежно приходилось сталкиваться с тем, что приходили по несколько классов одного возраста из одной школы, целый класс усаживался на один ряд, а билеты - рулоном в руках у учителя, сопровождающего класс. Нередки были и занижения возрастного адреса спектакля.
Как уже прозвучало ранее, «спасенье для всех для нас – смешанный зал». Правоту гипотезы З.Я. Корогодского подтвердила практика абонементных залов. Абонементы предназначались только для семейного посещения театра. Но работать только по абонементной системе невозможно. Как быть с рядовыми спектаклями? Разрушать культпоход всеми возможными способами! Необходима была углубленная, постоянная работа с администраторами, уполномоченными по реализации билетов, кассирами, билетным столом, кассирами ДТЗК, культоргами предприятий. Хотя последние, как правило, были источником семейного культпохода. Администрацию можно было подковать теоретически, научить идейно выстраивать работу, и, как следствие, грамотно реализовывать билеты.
Вопрос реализации билетов – экономический. Существовал план заполняемости зала, выполнить который быстрее и легче, продавая по 30-40, а то и более билетов в одни руки. Чтобы повысить ответственность уполномоченных практиковались целевые залы одного-двух уполномоченных, а билеты имели именной штамп. Педагоги выезжали в школы на родительские собрания вместе с ними. Там, после выступления педагога, родители, а не учитель покупали билеты в театр и не для класса, а для своей семьи. Огромное внимание уделялось культуре продажи билетов: внешнему виду, рабочему месту, оснащенности уполномоченных рекламными материалами. Рекламные материалы были самыми разнообразными: репертуары по возрастам, аннотации к спектаклям, листовки с обращениями к учителям, родителям. Ведь именно они в подавляющем большинстве случаев покупали билеты в театр для ребят.
ДТЗК также грешило организацией культпоходов, хотя предполагалось, что в каждую кассу должно попадать лишь несколько билетов. Педагоги театра на планерках работников городских театральных касс разъясняли позицию театра, знакомили с принципами формирования зала, как разновозрастного, говорили об адресе спектаклей и соблюдении нижней возрастной границы.
Не оставались без внимания работа кассы театра в дни продаж, билетный стол, ответственный и за правильное оформление билетов. Билет театра был снабжен не только обращением к зрителям, но и штампом возраста, от которого театра рекомендует смотреть данный спектакль.
Все это были рычаги, направленные на разрушение культпохода и формирование смешанного разновозрастного зала.
Но даже при соблюдении всех рекомендаций по формированию зала встреча юного зрителя с театром может оказаться неполноценной. Важно и то, как встретит ребят театр. Естественно, что вся «обслуга» должна быть приветлива; уважительно относиться к своему зрителю. Но были и особые правила. Так, например, зрителям-школьникам было запрещено даже предлагать бинокли, дабы не провоцировать нежелательные ситуации. А буфет не торговал мороженым. И это тоже было принципиальным решением. Швейцар, билетеры, гардеробщики, работники зрительского буфета – бесконечно требователен был к их отношению к зрителям З.Я. Корогодский. И того же требовал от педагогов театра.
Наш зритель действительно юн. Все впервые. И в театр – впервые. Поэтому воспитание зрительской культуры это тоже забота детского театра. О том, как готовиться к походу, как прочитать билет и пользоваться программкой, как благодарить актеров за спектакль рассказывали педагоги на Праздниках первого посещения театра, в классах, в специальных листовках и обращениях.
Анализ и координацию работы по формированию смешанного зала в последние годы осуществлял СЭКС – Совет по эксплуатации. В его состав входили актеры, режиссеры, педагоги, представители администрации. Председателем совета был Р.Л. Шапиро – один из ведущих специалистов в области организации театрального дела. Регулярно собираясь, Совет анализировал эксплуатационную деятельность театра: формирование абонементных, целевых и обычных залов, выездные спектакли, культуру работы уполномоченных, культуру приема зрителей, абонементы, рекламу. По итогам анализа и часто бурного обсуждения эксплуатационных проблем вырабатывались решения и рекомендации.
Повторюсь, вся эта работа была направлена на разрушение культпохода класса и внедрение культпохода семьи. Семейное посещение театра способствует консолидации поколений, улучшению морального климата семьи, созданию условий для полноценного восприятия ребенком искусства театра. В этой связи, не могу отказать себе в удовольствии процитировать К.С. Станиславского:
«И снова наступает воскресенье, и снова томление и догадки в течение дня, и снова радость во время обеда. На это раз – театр. Поездка туда не то, что в цирк. Это куда серьезнее. Этой экспедицией руководит сама мать. Нас предварительно моют, одевают в шелковые русские рубахи с бархатными шароварами и замшевыми сапогами. На руки натягивают белые перчатки, и строго-настрого наказывают, чтобы по возвращении домой из театра перчатки оставались белыми, а не совершенно черными, как это обыкновенно случается.
Сама мать надевает парадное платье и становится необыкновенно красивой…
…На это раз берут с собой приглашенных детей прислуги или бедных опекаемых. Одной кареты не хватает, едем в нескольких экипажах. С нами везут специальную доску. Она кладется на два широко расставленных стула, на эту доску усаживают человек восемь детей, которые напоминают воробьев, сидящих рядом на заборе. Сзади в ложе садятся няни, гувернантки, горничные, а в аванложе мать готовит нам угощение для антракта, разливает чай, привезенный для детей в особых бутылках. Тут же к ней приходят знакомые, чтобы полюбоваться нами. Нас представляют, но мы никого не видим среди огромного пространства нашего золотого красавца – Большого театра. Запах газа, которым тогда освещались театры и цирки, производил на меня магическое действие. Этот запах, связанный с моим представлением о театре и получаемых в нем наслаждениях, дурманил и вызывал сильное волнение».
И еще раз о Педагогической части. Педагогическая часть в структуре театра была всегда. Во времена А.А. Брянцева она имела два раздела – это «массовый сектор» и сектор «театрально-исследовательский», который изучал восприятие и последействие спектакля. «Массовый сектор имеет особо важное значение, потому что детский театр – это первый театр, который организовал своего зрителя»,- говорил Александр Александрович, имея в виду делегатов
Интересно, что в Брянцевском театре не было билетеров, их заменяли педагоги, которым помогали делегаты.
Корогодский подхватил и расширил и назначение, и значение педагогической части, а формулу А.А. Брянцева о союзе художников и педагогов называл «идеальным вариантом». Повторю, что Корогодский считал педчасть «теневым кабинетом», «мозговым центром», «генератором идей» и предъявлял к ее сотрудникам очень высокие требования. Зиновий Яковлевич изменил структуру части и все педагоги стали и «исследователями», и «организаторами». Они занимались планированием всей общественно-педагогической работы театра, ее организацией, проведением и анализом. У каждого из них был делегатский отряд, два-три городских района, с образовательными учреждениями которого он поддерживал связь и плюс кураторство или детских творческих коллективов, или Домов пионеров, или ПТУ, или работа с культоргами и т д. Это по одну сторону рампы. А по другую – педагоги были прикреплены к постановочным цехам, к административным службам, к уполномоченным и билетному столу; опекали билетеров и гардеробщиков. А еще проводили консультации для зрителей, дежурили на спектаклях, ездили в школы и т.д., и т.д. Очень серьезным был процесс кураторства педагогами спектаклей.
С первого дня работы над новым спектаклем к процессу подключался педагог. На первом этапе работы над спектаклем его главное дело – дневник репетиций – ежедневные подробные записи от читки пьесы до сдачи спектакля худсовету. Организация встреч, поездок, посещений музеев и т.д., необходимых для работы над спектаклем также входили в обязанности педагога. Затем наступало время сочинения программки. Программка, как и афиша, - это своеобразный пролог к спектаклю, момент сговора со зрителем об условиях игры, установка на восприятие, своеобразный толковый словарь. Она же поможет потом разобраться в увиденном благодаря вопросам, заданиям, информации, помещенным в ней, станет провокатором для размышлений после спектакля. Что и как должно быть в программке придумывает педагог в содружестве с литчастью и предлагает свой вариант режиссеру. На последнем этапе выпуска он организовывал зрителей на просмотры, потом беседовал с ними. Это помогало уточнить нижнюю возрастную границу спектакля, понять, как он воспринимается разными возрастными группами и даже внести коррективы. После выпуска спектакля необходимо было привести в порядок дневниковые записи и передать их режиссеру. И далее дежурство на своем спектакле и постоянное наблюдение за зрительскими реакциями в зале, выезды на обсуждения, сбор и систематизация откликов, ответы на письма зрителей. А собрав достаточное количество наблюдений и разнообразных по форме зрительских откликов, нужно написать методическую работу – педагогические выводы по восприятию спектакля.
Конечно же состав педагогической части менялся, но костяк оставался неизменным. К слову сказать, некоторые педагоги прошли школу Делегатского собрания. Лидером «теневого кабинета» Корогодского была Л.Г. Сурина. Заслуженный работник культуры, канд. пед. наук – она была его правой рукой во всех начинаниях театра. Диссертация Лады Гвидоновны на тему «Педагогический анализ восприятия подростком нравственных идей спектакля» была написана на материале спектаклей ТЮЗа и подтверждала правильность пути, избранного театром в общении со своим зрителем, а сам факт наличия этого исследования повышал авторитет театра и престиж педагогической работы.
Многое осталось за рамками моего рассказа. Большие и малые гастроли, когда удавалось не только играть спектакли, но и проводить почти весь объем общественно-педагогической работы; Театр 5-го этажа – учебная сцена ТЮЗа – место уникальных встреч и театральных экспериментов; Пушкинские даты, каждая из которых становилась поводом для творческих выплесков и многое другое. Да и о том, что вы услышали, можно было бы рассказать подробнее.


Закончу же встречу словами А.А. Брянцева, которые мог бы произнести и З.Я. Корогодский. «Если вы хотите играть с детьми, станьте сами как дети, а это значит: будьте искренни перед самими собой. Остальное приложится».

Тюзовские педагоги:


Бахтин Николай Николаевич – основатель педчасти

Кустарева Клавдия Николаевна - 1940-е – середина 1960-х (в 1965 ещё

числилась в программке «Встреча в темноте» как зав.пед.)

Вольпе Елена Витальевна

Штейнварг Натан Михайлович

1960-1980-е:

Рачковский Александр Маркович

Леонова Ирина Михайловна

Мовшович Ада Ильинична (начинала в Новом ТЮЗе)

Сурина Лада Гвидоновна

Мурашева Галина Георгиевна

Мурашко Ольга Николаевна

Морозова Виктория Юрьевна

Кантор Давид Петрович

Куценогий Мейер (Майор) Вильевич

Шилова Людмила Владимировна

Клюева Тамара Николаевна

Лосенков Владимир

Рез Ирина Рафаиловна

Ярцевская Лидия Александровна

Кавеноки Роза Мироновна

Данченко Татьяна Юрьевна

Мун Любовь Павловна

Быстрова Екатерина Юрьевна

Вольгуст Елена Владимировна

Гуляева Зинаида Владимировна

Викторов Александр Викторович

Котомина Наталья Юрьевна

Китаева Елена Мартовна

Волчек Марина Владимировна