Елена Любомирова рассказывает: «Так получилось, что большую часть своего детства я жила с бабушкой и прабабушкой. А бабушка моя - это и есть Наталия Николаевна Ива́нова, заслуженный деятель искусств РСФСР, главный художник ТЮЗа с 1949 по 1970 год. Около 70-ти спектаклей придумано и оформлено ею вместе с Леонидом Макарьевым, Павлом Вейсбремом, Семеном Димантом и Зиновием Корогодским. Работы Натальи Николаевны хранятся не только в Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве, Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургской театральной библиотеке, Старорусском краеведческом музее, но и в нашем семейном архиве. Рада, что могу представить вам их в нашем тюзовском пространстве Удивительный театральный режиссер Павел Карлович Вейсбрем, поставивший много спектаклей-сказок, говорил: «Сказку в театре надо делать так: сначала долго-долго думать, а потом быстро-быстро ставить». Я бы добавила к этому: «И тогда она долго-долго живёт». Сегодня из сундука Энти Тюземца и семейного архива Елены Любомировой мы достаем эскизы Натальи Николаевны Ивановой к спектаклю «Сказки Пушкина» в постановке Вейсбрема (премьера - 10 февраля 1962 года). Есть среди этих эскизов один, где надпись на обороте не менее интересна, чем он сам: «2 студ. Передняя кобылка - Иванов Коля, задняя - Запасник». Вот как вспоминает «Кобылку» Николай Николаевич Иванов в статье Марианны Димант и Леонида Дубшана «Время шло, близилась премьера...» - к 100-летию Н.Н. Ивановой https://ptj.spb.ru/archive/55/historical-novel-55/vremya-shlo-blizilas-premera/ : «Как-то мы с Володькой Запасником шатались по Моховой, Вейсбрем отловил нас, и сказал, что ему бы хотелось, чтобы мы придумали Сивую кобылу для "Балды". И мы занялись изготовлением этой Сивой кобылы. Чего она только у нас не делала! – сидела на попе как собака, чесала ногой за ухом... Вейсбрем с Наталией Николаевной умирали со смеху… Конструкцию и одежду для этой кобылы мы сочиняли вместе с ней». Сегодня перед вами не только Кобылка, но и другие персонажи легендарного спектакля. |